При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены):
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
i
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Потерявшись в лесу, я долго блуждал в темноте1)_ и2)_ когда все мои многочисленные3)_ и настойчивые попытки найти дорогу стали казаться тщетными4)_ и бесполезными, я увидел5)_ вдали замерцал огонёк.
(1) Однажды в нашей таёжной деревушке сильная гроза повалила огородные заборы и подгнившие телефонные столбы, посрывала кое-где крыши, повыворачивала давно состарившиеся берёзы и тополя.
(2) Пробегая утром мимо школы, я услышал тревожный писк и увидел на краю карниза ласточек, суетящихся у разорённого вчерашней грозой гнезда. (3) Ветром оторвало от него больше половины, из оставшейся треснувшей части гнезда выглядывали три ещё желторотых птенца; их родители цеплялись за стенки сарая рядом и, щебеча, будто плача над неутешным горем, просили помощи. (4) Казалось, что остатки гнезда вот-вот отвалятся. (5) А другие ласточки поочерёдно подлетали к пострадавшему гнезду, зависали на трепещущих крыльях, словно обдумывая, что предпринять, и отлетали.
(6) Возвращаясь около полудня, я заметил, что ласточки ремонтируют гнездо «всем миром». (7) Трещина уже была аккуратно заделана — её можно было заметить лишь по тёмной полосе сырой ещё глины, но ласточки с комочками строительного материала в клювах всё подлетали одна за другой.
(8) Вскоре гнездо было полностью восстановлено, и ласточки улетели к реке. (9) Они носились над водной гладью, то касаясь её брюшком или крылом, то взмывая под небеса.
(10)А я стоял и думал: как дружны эти милые птицы!
Найдите во 2-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Нравственный климат в государстве определяется степенью культуры общества. (2) А культура - это прежде всего результат знаний, упорядоченных и сочетающихся с осознанием их недостаточности.
(3) В самом деле, чем больше человек знает, тем яснее он понимает недостаток своих знаний. ( 4) Отсюда особая осторожность и тактичность подлинно знающих людей и — рядом с ними — чрезвычайная самоуверенность полузнаек.
(5) Полузнайка думает, что знает всё, и прежде всего рецепты благополучия человечества. (6) И он всегда находит быстрый выход из временных затруднений. (7) Полузнайке кажется, что учёный или просто культурный человек — плохой проводник его самоуверенных идей и, более того, ещё и живой укор его невежеству. (8) Некультурность видна во всём облике полузнайки, в его поведении . (9) Он агрессивен в своём мировоззрении, в отношении к природе, к истории, к классическим и недавно появившимся течениям в искусстве. (10) Одним словом, полузнайка ведёт себя так, как будто бы он находится в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, стремящихся на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на всё, что покажется ему дорогой или тропинкой.
(11) Таким образом, полузнайство воспитывает очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру. (12) Полузнайство — это опаснейшая социальная болезнь.
(1) В любое произведение искусства, без сомнения, вложена душа и сердце его создателя. (2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные. (3) Они-то как раз и составляют особую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. (4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! (5) Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.
(6) Мы потому-то и любим искусство, что оно захватывает нас, обостряет наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. (7) Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.
(8) По моему глубокому убеждению, искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самого художника, творческий путь которого труден и тернист и нередко приносит огорчения и глубокие разочарования. (9) Как и во многих других профессиях, работа творческого человека, безусловно, требует от него самоотверженности, полного напряжения всех сил. (10) Она забирает всё его время, все силы, но зато (я в этом уверен!) даёт ему ощущение необычайной полноты и разнообразия жизни.
(1) Все знают, как важно беречь в облике нашей земли, нашей страны всё то, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. (2) Однако, если присмотреться, мы всё-таки плохо бережём то, что непременно надо беречь. (3) Например, частенько на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», можно увидеть кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или «нетленную» кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. (4) Опушки лесов и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами, неаккуратно распылёнными с самолёта. (5) Деревья в лесу испачканы пятнами масляной краски — помечали туристический маршрут.
(6) Или ещё такой пример: зелёный травяной склон горы нередко изрезан громадными буквами какого-нибудь призыва, например: «Берегите лес!». (7) Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зелёном дёрне? (8) После всего этого как-то даже неловко говорить о тонкостях восприятия человеком красоты пейзажа.
(9) Таким образом, согласитесь, забота об облике нашей земли, безусловно, является очень важной задачей. (10) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (11) Наша Родина должна оставаться прекрасной во всех уголках. (12) Это дело нашей совести, нашей культуры, это наш долг.
(1) Все знают, как важно беречь в облике нашей земли, нашей страны всё то, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. (2) Однако, если присмотреться, мы всё-таки плохо бережём то, что непременно надо беречь. (3) Например, частенько на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», можно увидеть кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или «нетленную» кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. (4) Опушки лесов и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами, неаккуратно распылёнными с самолёта.
Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Номер предложения запишите цифрой (например, 5) в область ответов.
Лексический анализ слова: синонимы, антонимы, паронимы
i
Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5
(1) Родина письма — Древний Восток. (2) Наидревнейшей считается письменность шумеров, которая возникла более пяти тысяч лет назад. (3) Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя). (4) Шумерское письмо хорошо изучено, известна его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным и затем к словесно-слоговым знакам.
(5) Самые ранние образцы шумерской письменности — это бирки с печатью и пометкой о количестве предметов или животных. (6) Затем появились более сложные учётные таблицы. (7) Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. (8) Например, пяти коровам соответствовали пять кружочков и рисунок коровы, а не пять рисунков коровы, как в других письменностях. (9) Постепенно система усложнялась: появились стандартные знаки — иероглифы, с помощью которых легче всего было изображать конкретные предметы. (10) С течением времени значки всё менее походили на рисунки. (11) У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных чёрточек. (12) По форме клинообразных чёрточек шумерское письмо в настоящее время называют клинописью.
(13) Труднее всего было изображать абстрактные понятия, имена собственные. (14) В этом помогал ребусный принцип, при котором, например, знак стрелы использовали не только для слова «стрела», но и для слова «жизнь». (15) Шумеры постоянно применяли ребусный принцип и закрепили за некоторыми знаками не конкретное значение, а звуковое чтение.
Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
(1) Сколько раз я зачарованно стоял перед главным украшением знаменитого Троицкого собора — иконой прославленного живописца Андрея Рублёва! (2) В иконе воплощены лучшие свойства его таланта: одухотворённость, нравственное благородство и простота. (3) А ещё необыкновенная игра красок... (4) Художник всегда стремился создавать иконы, которые, казалось, излучали свет.
(5) На значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трёх ангелов. (6) За каждым из трёх ангелов изображена его эмблема. (7) За одним — древо, которое по библейскому повествованию означает «древо жизни». (8) За вторым — возвышаются лёгкие, стройные палаты, являющиеся художественным образом радостного и вдохновенного познания. (9) За третьим ангелом находится гора — древний символ всего возвышенного.
(10) Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий её рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. (11) Художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает «высшим, неземным светом». (12) Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лён, и первые васильки в зеленеющей ещё ржи.
(13) Ещё долго учёные будут изучать историю создания знаменитой иконы. (14) А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век будут вести свою безмолвную и таинственную беседу над могилой «великого старца»...
Найдите в предложениях 4—5 глагол совершенного вида, переходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
(1) По заключению Японской медицинской ассоциации, пожилым людям для счастья нужны три условия. (2) Во-первых, быть здоровым. (3) Во-вторых, экономически независимым. (4) В-третьих, сохранять любые увлечения, разделять их с друзьями.
(5) Что касается здоровья, то Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни. (6) И это говорит само за себя. (7) А высокий уровень медицинского обслуживания и преимущества традиционной национальной диеты сделали для японцев уход на пенсию в 65 лет началом «второй жизни».
(8) Вторая задача — обеспечить пожилых людей материально — в Японии тоже решена.
(9) Но ведь, кроме здоровья и экономической независимости, человеку преклонного возраста нужны любимые увлечения. (10) Японский образ жизни благоприятствует и этому. (11) В Стране восходящего солнца у женщин по-прежнему популярны икебана и чайная церемония, у мужчин — каллиграфия и боевые искусства . (12) Не выходят из моды кружки бальных танцев, куда ходят те, кому за 70. ( 13) Наконец, пожилых людей призывают изучать иностранные языки, так как это способствует улучшению памяти.
(14) Быть общительным, не допускать, чтобы с годами сужался круг интересов, - вот залог оптимистического взгляда на жизнь. (15) А он, в свою очередь, обеспечивает психическое здоровье, что позволяет японцу чувствовать себя счастливым, несмотря на возраст.
(9) Но ведь, кроме здоровья и экономической независимости, человеку преклонного возраста нужны любимые увлечения. (10) Японский образ жизни благоприятствует и этому. (11) В Стране восходящего солнца у женщин по-прежнему популярны икебана и чайная церемония, у мужчин — каллиграфия и боевые искусства . (12) Не выходят из моды кружки бальных танцев, куда ходят те, кому за 70. (13) Наконец, пожилых людей призывают изучать иностранные языки, так как это способствует улучшению памяти.
В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Без свежего взгляда, без новаторства, без смелого противостояния признанным авторитетам нет настоящего учёного но он не может состояться и при легкомысленном, поверхносном отношении к тому, что накоплено наукой за сотни лет её развития.
Определение синтаксической роли слов в предложении
i
Текст к заданиям А29-А32 и В1-В3
( 1) Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».
(2) Хохлома — это удивительная яркость цвета и праздничность. (3) Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. (4) И недаром! (5) Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. (6) Они блестят золотистым металлическим блеском. (7) Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. (8) Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.
(9) Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.
(10) Самый любимый орнамент художников — «травка». (11) Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. (12) А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».
(13) Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. (14) Прекрасную традицию хохломские художники сохраняют и сегодня, украшая обычные предметы нарядной росписью. ( 15) И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 15-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(1) Приближалась буря. (2) Мы спустили парус в одно мгновение. (3) Несколько ударов весла — и лодка укрылась за гигантской базальтовой стеной, попав в относительно спокойный водоём. (4) В самой середине нашего укрытия поднимался из воды большой плоский камень. (5) Поверхность этого камня была покрыта бурыми водорослями и раковинами. (6) Вокруг нас высились гигантские утёсы, круто, а местами отвесно обрывающиеся в море.
(7) Волны с грохотом таранили стену, но она стойко выдерживала натиск моря. (8) Ветром перебрасывало через неё брызги. (9) Волны пенились, дробились и, ослабленные, с урчанием уходили за базальтовую стенку, выплёскиваясь на камни, к которым была привязана лодка.
(10) Выкачав из лодки воду, мы перебрали всё наше имущество и уложили его получше, прикрыв сверху брезентом и обвязав покрепче верёвками. (11) Затем мы оделись потеплее и сели на свои места в лодке, надеясь, что ветер стихнет и море хоть немного успокоится.
(12) Но, вопреки нашим ожиданиям, сильная волна подхватила лодку, как пёрышко, и на гребне вынесла в открытое море. (13) Ветер хлестнул по лицу холодной изморосью. (14) Лодка сильно накренилась: прошла вторая большая волна, потом третья. (15) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром, помчалась наша лодка вдоль берега. (16) Ничего не было видно: ни где кончается вода, ни где начинается небо.
Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 6-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.